Развитие маркетплейсов идет стремительными темпами. При этом возрастают конфликты с контрагентами, что показывает настоятельную необходимость создания механизмов регулирования отрасли. Об этом сообщает издание «Коммерсанъ».
Маркетплейс – это торговая площадка, которая продает через Интернет товары и услуги различных продавцов.
По сути это всего лишь посредники между покупателем и продавцом, получающие за продажу вознаграждение.
Продажи через маркетплейсы стремительно растут каждый год.
Если в 2019 году через них было оформлено 465 миллионов заказав, то за 2023 год прогнозируют их десятикратный рост.
Во многом маркетплейсы обязаны популярностью пандемии, когда люди предпочитали не ходить по магазинам, а заказывать товары онлайн.
В феврале 2022 года началась СВО на Украине. Многие известные западные компании из-за санкций и давления закрыли свои офлайн магазины. Свои остатки они предпочли продавать через маркетплейсы.
Даже западные санкции не смогли сдержать бурное развитие маркетплейсов.
Сейчас в этой системе работает более 1,2 миллиона продавцов.
Развитие маркетплейсов создает монополистов
Но, как это бывает всегда, определился круг нескольких крупнейших маркетплейсов, на долю которых приходится большая часть продаж и прибыли.
Это Wildberries, Озон и Яндекс.Маркет. На их долю приходится более 80% прироста онлайн продаж в 2022 году. Это наиболее стремительно развивающиеся структуры.
Лидером отрасли является Wildberries. Половина прошлогоднего прироста онлайн продаж приходится на эту компанию.
На ее долю приходится две трети всех онлайн продавцов маркетплейсов – 800 тысяч. На Озоне и Яндекс.Маркете в совокупности работает продавцов в пять раз меньше!
Эти данные показывают, что рынок монополизируется. А где монополия, там злоупотребления, там кабальные условия и необходимость создания регулирования отрасли.
Но пока на онлайн продажи антимонопольное законодательство не распространяется.
Также только начинают создаваться саморегулирующие документы отрасли, регламентирующие отношения продавцов, покупателей и самих маркетплейсов.
Поэтому за 2022 год на 30% выросло число жалоб покупателей, значительно увеличились конфликтные ситуации между продавцами и маркетплейсами.
Дело доходило до забастовок. Пока конфликты удается разрешать, но для того, чтобы их свести до минимума необходимы прозрачные правила.
Необходимо создание равноправных условий, а не диктат маркетплейсов.
Отрасль нуждается в регулировании.